Александр Черемных (alexsrb) wrote,
Александр Черемных
alexsrb

Categories:

О строительстве тракторных заводов

В последнее время все чаще замечаю в сети ностальгию по СССР, причем исходит она не от штатных совков - анонистов, но от вполне вроде бы адекватных блогеров. Сравнивают нынешнее безвременье то с благословенными временами НЭПа, то с эпохой индустриализации, после которой генсек Сталин "взяв Россиию с сохой, оставил ее с атомной бомбой". Не знаю, отчего происходит такая метаморфоза с нашим обществом:
от недостатка информации о тех временах, от неурядиц в стране, или она направляется чьй-то умелой рукой.
В любом случае, необходимо напомнить о том, как происходила эта самая индустриализация, и за чей счет.
Рассмотрим один из главных советских мифов, миф о строительстве тракторных заводов, которые якобы построил Сталин в течение одной пятилетки.

В конце двадцатых годов Политбюро ЦК ВКП(б) озаботилось острой нехваткой тракторов в СССР и решило восполнить этот пробел строительством сразу трех заводов: в Харькове, Сталинграде и Челябинске.
Долго выбирали, какой трактор более всего подойдет для нищей страны, и остановились на двух американских заводах. В Харькове и Сталинграде решили выпускать колесный трактор «Интернешнл Мак-Кормик Диринг 15/30»,  выпускавшегося американской компанией «International Harvester». Трактору дали новое название СХТЗ 15/30.


McCormick Deering 15-30



Советский трактор

Так как в СССР не было специалистов в проектировании и строительстве объектов такой сложности, то Сталинградский тракторный завод был спроектирован и построен американцами "под ключ". СССР в 1929 году заказал в США полный проект завода, включая поставку металлоконтрукций и монтаж всего оборудования. Строительные материалы и рабочая сила была отечественной.
Подрядчиком была американская компания Albert Kahn Inc. Американцы полностью смонтировали завод в США, затем его разобрали и перевезли в Советский Союз.




Харьковский завод был вторым, поэтому в составлении проектов вспомогательных цехов принимали участие и отечественные специалисты, получившие опыт в Сталинграде. Однако оборудование было по прежнему американским.



А в Челябинске решили запустить в производство гусеничный Caterpillar Sixty, который переименовли в Сталинец С60. Видимо с дальним прицелом производить на заводе и танки. Вот о нем и пойдет рассказ.

В качестве прототипа первого трактора был выбран американский трактор Caterpillar 60.




Caterpillar 60



Сталинец 60
Строительство завода осуществлялось с привлечением специалистов из США и других стран. Проектирование завода осуществлялось архитектурной фирмой «Альберт Кан Инкорпорейтед» из Детройта, спроектировавшей до этого Сталинградский тракторный завод (а перед этим, до Великой депрессии 1929—1933 годов — заводы Форда и другие автомобильные заводы США) знаменитого американского архитектора Альберта Кана.

В марте 1930 года в Детройте было организовано проектное бюро «Челябинск тракторплэнт» и к 1 июня 1930 года был разработан генеральный план завода на основе эскизного проекта Ленинградского проектного института «ГИПРОМЕЗ». Бюро состояло из 40 специалистов из СССР и 12 из США.
"Chelyabinsk Tractor Plant" располагалось на 13-м этаже Union Trust Building по адресу 500 Griswold Street.

Сотрудники детройтского бюро начали проектирование Челябинского завода с того, что купили трактор «Катерпиллер 60» и разобрали его на детали. Детали занимали все столы в нескольких комнатах офиса. На основе этих деталей составлялись метрические чертежи будущего "Сталинца 60", а также планировались контракты "Амторга" с американскими фирмами на поставку соответствующего оборудования, материалов и оснастки для изготовления деталей "Сталинца" на  ЧТЗ.

Подробности "проектирования" советского Катерпиллера можно прочитать даже на официальном сайте ЧТЗ:

"...приходилось приводить размеры в миллиметрах до стандартных величин, согласовывать их с сопрягаемыми деталями. Также было необходимо перевести все детали на отечественные марки стали и сортамент проката. Параллельно устранялись технологические недостатки конструкции, связанные с трудностью сборки ряда узлов."

Выбор советскими инженерами трактора Caterpillar 60  в качестве прототипа был оправдан, т.к. именно эта модель по праву считается вехой, определившей направление дальнейшего развития мирового тракторостроения.

Первоначально трактор был разработан и построен в C.L. Best Tractor Company и начал свою службу в 1919 году под названием Best 60.
Когда в 1925 году произошло слияние C.L. Best и Holt Manufacturing Company, в результате чего образовалась Caterpillar Tractor Company, трактор Best 60  был переименован в Caterpillar Sixty.




1929 Caterpillar Sixty on display in the Kauri Museum, Matakohe, Northland, New Zealand.
Двигатель в 35 тяговых лошадиных сил и 60 лошадиных сил на ремне при 650 оборотов в минуту был одним из самых медленных двигателей, когда-либо установленых на гусеничный трактор.  В 1923 году мощность двигателя была доведена до 40 лошадиных сил, также стала серийно устанавливаться  трехскоростная коробка передач.
Хотя первоначально он был разработан для сельскохозяйственной отрасли, постепенно Sixty стал популярным в качестве рабочей лошадки и для лесозаготовки, а также для горнодобывающей и строительной индустрии.




С бульдозерным отвалом конструкции 1925 года

Cat Sixty изготавливался на заводе C.L. Best в Сан-Леондро, Калифорния до 1930. Основной завод в Пеории, штат Иллинойс, остановил производство модели в 1932 году.
Cat Sixty стал основой для первых дизельных тракторов компании Caterpillar:  Diesel Sixty в 1931 году и Diesel Seventy-Five в 33-м.




В СССР Cat Sixty тоже потрудился на славу, но в несколько измененном облике, метризированный и под другим именем - Сталинец 60.  Выпускался  "советский Катерпиллер" на Челябинском тракторном заводе с 1933 по 1937 год, т.е. после того, как в США его выпуск был давно уже прекращен.


Памятник трудовой славы «Трактор Сталинец-60» в селе Инженерное, Пологовский район, Запорожская область, Украина.

Офис промышленного архитектора Альберта Канна находился в Детройте, так что проектирование корпусов ЧТЗ велось последним в полной координации с советскими представителями.  Именно Канн предложил идею разместить все цеха в одном корпусе, вместо привычной схемы с множеством маленьких построек под каждое подразделение. Ему также принадлежит идея использовать легкие и прочные металлоконструкции вместо железобетонных.
Таким образом, уже к весне 1930 года в Ленинградском Гипромезе появился эскизный проект предприятия и чертежи его будущего продукта - трактора Сталинец-60. А 7 июня 1930 года составление генерального плана Челябинского тракторного завода было завершено, и чертежи срочным почтовым отправлением отосланы из Штатов в Челябинск.
Строительство

10 августа 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о старте строительства ЧТЗ, и в этот же день в торжественной обстановке закладывается литейный, кузнечный и механосборочный цеха.
Работы проводятся большей частью вручную, пока осенью 1930 года на стройку наконец не прибывает импортная техника: экскаватор «Менк», два траншеекопателя «Остин», прицепной грейдер «Катерпиллер», мотовоз «Орштейн Коппель», катки для уплотнения дорожных покрытий «Кемпа» и четыре подъемных крапа «Норд-Вест».




Монтаж бетономешалки.




Кран, сломан то ли ветром, то ли от перегруза.
Сразу же начинаются проблемы. Стройке хронически не хватает стройматериалов, а к концу 1930 года еще и резко сокращается финансирование строительства. Именно поэтому началось строительство без иностранной помощи - специалистам было нечем платить. Металлоконструкции для возведения корпусов решено было изготавливать в СССР.  Наркомтруду предложено обеспечить стройку рабочей силой в пятидневный строк.
За 1930 год на Челябтракторострой прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч к концу года уже уехали.  Вынужденное участие в строительстве тысяч принудительно выселенных и униженных властью "кулаков" тоже не добавляет строителям энтузиазма.
8 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКПб принимает постановление о мероприятиях по улучшению организации строительства Челябинского тракторного завода. После вмешательства Политбюро в ситуацию, с Харьковского Тракторного завода прибывает главный инженер строительства, американец Leon A. Swajian (позже награжденный орденом Ленина за монтаж тракторных заводов), чтобы начать осуществлять надзор за строительством и монтажом ЧТЗ. Бывший инженер Caterpillar Эдвард Терри, приехавший из детройтского офиса, становится главным конструктором ЧТЗ в 1932-33 годах. Кроме него, в Челябинск приезжают еще несколько бывших инженеров Caterpillar налаживать производство.

Как следствие принятых мер, уже в этом же году удается перейти к монтажу производственного оборудования.

Первоначальный проект ЧТЗ и технологический процесс сборки тракторов были разработаны с учетом использования только американского оборудования. Но уже в ходе строительства, когда выяснилось, что все требуемые агрегаты в США закупить невозможно, часть заказов была перенесена в Европу. В оснащении Челябинского Тракторного Завода оборудованием принимали участие 307 фирм из Германии, США, Франции и Англии.

1 июня 1933 года состоялся торжественный пуск завода. В этот день приказом наркома тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе ЧТЗ был зачислен в число действующих предприятий страны и получил наименование “Челябинский тракторный завод им. Сталина”. В торжественном митинге по случаю пуска завода принял участие “всесоюзный староста” М.И. Калинин, отметивший в приветственной речи:
"отныне челябинский гусеничный трактор будет играть огромную роль в укреплении обороноспособности нашей страны".

Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л.с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн.
Трактор был метризованной и адаптированной копией Катерпиллер-60.




Интересно, что советские управленцы, не имевшие опыта строительства заводов, по нескольку раз переносили срок сдачи и срок пуска, подгоняя под определенную дату. Они вероятно думали, что стоит только перерезать красную ленточку - и трактора посыпятся как из рога изобилия. На деле вся эта спешка из-за желания угодить руководству обернулась катастрофой. И вместо запланированых 140 тракторов за 2 смены выпускали то 1, то 5, а то и вообще ни одного. Причем, косяки были на всех участках и американские консультанты долго не могли понять отчего это. Новейшее и сложное оборудование почему-то постоянно ломалось, а брак достигал от 30 до 60 процентов. Привычка брать нахрапом и ставить рекорды производительности, выработанная  на стройках коммунизма, здесь не срабатывала. Напротив, на производстве важно было уметь выдерживать заданный неспешный и монотонный темп день за днем, неделя за неделей, год за годом. Конвейер есть конвейер. И когда простаивает то один цех, то другой - возникает нехватка комплектующих, которая парализует всё производство.

Похожая ситуация наблюдалась на всех трех заводах. А на Сталинградском тракторном она еще усугублялась и тем, что завод перешел к выпуску легких танков Т-26, а там продукцию принимают военпреды, с ними не забалуешь...

Позже, в рамках кампании по дизелизации была разработана новая версия трактора - С 65 с дизельным двигателем и, в 1938 году, с газогенераторным — СГ-65.




Трактор С-65


Источник: по материалам сайта Русский Техник и др., с благодарностью.


П.С.
1. Следует отметить, что американские заводы перешли на производство тракторов с дизельным двигателем уже с 1930-31 года.

2. 20 августа 1937 года бывший директор ЧТЗ Казимир Ловин был арестован, будучи уже в должности начальника Главэнерго Наркомтяжмаша СССР. 15 ноября 1937 года "за участие в антисоветской организации" был осужден к высшей мере наказания, приговор приведен в исполнение в тот же день.

3. После пуска всех трех заводов в стране наступил голод 1932-1933 годов, известный как голодомор, унесший миллионы жизней наших сограждан.
Голод явился прямым результатом курса сталинского руководства на ускоренную индустриализацию, требовавшую валютных источников для её осуществления, одним из которых стал зерновой экспорт. С этой целью для крестьянских хозяйств устанавливались невыполнимые задания по хлебосдаче. Сталин подчеркивает в письме от 6 августа 1930 г.:
«Форсируйте вывоз хлеба вовсю. В этом теперь гвоздь. Если хлеб вывезем, кредиты будут».


Tags: Россия, Русские, Строительство, автомобили, история, крестьяне, политика, село
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Про два кусочека колбаски

    Исторически-колбаса - европейский говнопродукт. "Появилась в Европе, когда феодал забирал себе мясо, а находчивые крестьяне подбирали с…

  • Отстоим Курилы!

    Враг не дремлет. Российские СМИ сообщают, что Путин и Абэ "активизируют переговоры по мирному договору на базе декларации 1956 года".…

  • Об итогах Первой мiровой войны

    Конец Первой міровой войны, закончившейся сокрушением трех монархий: российской, германской и австро-венгерской. Из книги "Тайна России":…

promo alexsrb december 19, 2013 20:00 7
Buy for 100 tokens
ХИМЕРА Введенная в обиход Л. Н. Гумилевым категория «химера» относится, конечно, к этнологии, но проявляется, может быть, в наибольшей степени в истории культур. « Химерой» называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря любому вторжению в этногенез. Это может…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments